Монастырская слобода

Тип статьи:
Авторская

Знаменский девичий монастырь занимает прекрасное возвышенное уединенное место на Каменной горе. С южной стороны монастыря у подошвы горы струятся светлой воды родники, соединяющиеся с небольшой речкой Ельчиком, серебристой лентой протекающей по каменис¬тому углубленному руслу. С северо-восточной стороны пролегает глубокий сухой каменистый овраг, на западной стороне проходит Сазыкинская дорога, Яблоновая поляна, от нее идет Пищулинская тропа, по которой изредка проезжают сельские жители»… В 1691 году по межевой книге на основании Высочайшего Указа были отведены эти земли под владение Знаменского девичьего мо¬настыря, и Елецким воеводой Городецким установлены знаки по их владению, «а посему были из казны земли и угодья в Елецком стану — в пустошах: Сазыкинской, Лепикиной и Яблоновой полянах — 20 четвертей в поле, а в двух потому ж и отмежевано: также межи, ямы и прани учтены, — и записаны в писцовых Елецких и межевых книгах 1697 года. На владение же означенной вотчиной выдана сему монастырю грамота ...». Эти выдержки из сведений о Знаменском девичьем монастыре взяты из писцовой книги Елецкого воеводы Городецкого, составленной в 1697 году. Указанный источник и ряд других документов: книги, старые газеты, а также беседы с жителями и многочисленные экскурсии к монастырю позво¬лили мне проследить историю монастырской слободы от ее основания до 1917 года. Из историчес¬ких источников я узнала много нового об этом интересном месте в нашем городе.

Межа по пустошам Яблоновой и Лепикиной была покрыта лесом, прямо поднимался каменный верх до самого дорожного колодезя. Далее располагались ямы, в которых как рассказывали старожилы, крестьяне сел Яблоново и Лепикино из этого леса выжигали «уголья» для своих куз¬ниц и готовили швырковые дрова, хранившиеся в аккуратно уложенных поленницах.

В 1764 году последовало учреждение штатов и секуляризация монастырских имений. Тогда же монастырь упразднили. В том же году многие семьи крестьян Сазыкино и Яблоново переселились вниз по горе. Здесь они построили «курные избы» и платили оброчные налоги. Эти крестьяне и получили позднее название слобожан.

В 1818 году на просьбу многих граждан Ельца пришло всемилостивое воззрение Всепресвятейшего Державнейшего Великого Государя Императора и Самодержца Всероссийского Александра Павловича. Документ гласил: «… В означенном городе Ельце до состояния штатов имелся Знаменский девичий монастырь, который при воспоследовании иных уничтожен и обращен в приходскую церковь; с продолжением же времени около сей церкви из разных званий города Ельца собирались вдовы и сироты для безмолвной жизни, устроились кельями, коих ныне имеется не менее сорока. Обстоятельства сии подвигли их создать такое общество вдов и сирот паки монастырь, с наименованием его Знаменским...». На этом документе поставлено собственно его Императорского Величества рукою: «Быть по сему. Александр. Верона окт. 28 год 1822».

С этого времени слобода основательно сложилась как пригородная часть Ельца. Сюда начали стекаться юродивые, нищие и беглые люди. Среди них встречалось много мастеровых, которые стали обзаводится своими хозяйствами, ибо разрастающиеся владения монастыря требовали все больше рабочих рук. В 1854 году с высочайшего соизволения приобретается монастырем от казны 100 десятин земли, а в 1866 году старанием игуменьи Павлины и разрешением министра Государственных Имуществ отрезано еще 50 десятин земли, находившихся в Злобин-Воргольской даче Елецкого уезда. Жители слободы большей частью являлись земледельцами, и мастеровыми, как-то: кузнецами, сапожниками, бондарями. Особенно славились кузнецы — настоящие мастера-художники. Их изумительная работа видна и сегодня: это решетчатая ограда дома Заусайлова по бывшей улице Орловской (ныне Коммунаров), ограда Дворянского сада (ныне Детский парк), связанные кольца-стропы, крепящиеся за купольные кресты Вознесенского собора, и многие другие поделки, ныне исчезнувшие. Кстати, жители монастырской слободы по своим ремеслам и быту были близки к жителям слободы Ламской. Это они поставляли брички, тарантасы, сани, всевозможные бочки, петли-держатели, обручи ухватки, вилы, грабли и другой хозяйственный инвентарь. В слободе Ламской кузнецы Монастырской слободы поставили часовню — сторожевой столб изящной работы, на котором находилась икона Божьей Матери, именуемая «В скорбях и печалях Утешение». Столб этот стоял напротив дома мещанина Петра Ивановича Ситникова. В специальной нише горела неугасаемая лампада.

Знаменитые подковы слободчан были известны еще в древности, как указывает опись государственных имуществ за 1654 год по городу Дебрянску (Брянску): «… а по сему числится… скоб квадратных и костырей-ершей с заусенцами, да подков ножных для гужа «снежного хода» — всего за монастырем, что рядом с Пятницкой слободой, вещиц металлических — 21546. Оные металлические вещицы сработаны и привезены из града Елец от мастеровых его ж, живущих по берегам речки Елец и Сосна».
На население монастырской слободы возлагалось также содержание прилегающих дорог, земельных угодий, речки Ельчика, освещение и благоустройство.

События, происшедшие в 1887 году, позволили жителям Монастырской слободы производить в прилегающих лесных угодьях вырубки деревьев, собирать сухостой, вести охоту, косить траву, делать заготовки дровяных поленниц. А произошло вот что: весной при сильных водах, увеличился подпор воды в горных жилах, что дало развитие бурных потоков. В результате оказалось размытым наружное каменное крыль¬цо близ колокольни монастыря, а это грозило ее обвалом.

Бригада — артель камнетесов с мастером Никитой Першиным срочно, не взирая на потоки бушующей воды, выстроила каменную подпорную стену с западной стороны колокольни. Крыльцо каменное также восстановили и проложили на глубине трех аршин деревянную трубу для отвода подземных вод в глубоко вырытый колодец, который выложили плетняком-песчаником и облицевали по внутренним сторонам каменными плитами под «усечку» для того, чтобы избыток воды уходил в речку Ельчик. Над колодцем поставили деревянный шатер с щепной маковкой и чугунным крестом. 21 ноября 1889 года игуменьей Валерией в присутствии Преосвященного Михаила, епископа Орловского и Севрского, было произведено богослужение по освящению вод и шатра при стечении большого количества жителей города. Тогда и было положено начало строительству домов по нижней подошве каменной горы — с южной ее стороны. Во время крещенских праздников по специально выведенной трубе жители города наполняли посудины освященной водой. В 1890г. при колодце установлено «дозорное служение»: три монашки-старицы отпускали воду на разные очищения от недугов, были подвешены колокольца для страждущих. Когда собиралось много прокаженных и нищих, то под напутствующий перезвон этих колокольцев оделяли их милостью Божьей и едой из монастырских погребов. Жители слободы производили ковку лошадей заезжих крестьян бесплатно, конскую упряжь продавали по более низким ценам и сами жертвовали на содержание монашествующих, это также давало им преимущество на лучшее расширение своих хозяйств.

Одевались здесь отличительно от других жителей слобод: летом — рубаха с запаяской, порты навыпуск, на голове — шапочка-картуз. Зимой и осенью — серый зипун, валяные сапоги, подшитые кожей, на голове — островерхая шерстяная или валяная шапка с ремешком. Дружбу с кожевенниками, которые жили рядом, не водили, невест там не выбирали, так как те были не по нраву, вино пили, но не курили. В праздничные дни ходили на поклон к игуменье монастыря, испрашивали советов для жизни; с разрешения игуменьи отстаивали всенощные. Самым значительным в слободе считался праздник в честь памяти иконы Божьей Матери, именуемой «3намение». Тогда здесь собиралось много горожан, приезжали из ближайших сел и деревень, торжественно служили молебен. Вокруг монастыря обносилась икона в сопровождении певчих с паникадилами и монастырскими хоругвями. Праздник этот отмечался 27 ноября по старому стилю.

В 1860 году, посетив Каменно-горскую обитель (Знаменский девичий монастырь) князь М.Н. Мещерский посоветовал игуменье произвести строительство гостиного двора для приезжих и странников, для чего пожертвовал 400 рублей ассигнациями. На главном входе в гостиный двор поместили чугунную доску с надписью «Сей двор выстроен стараниями братьев слобод Монастырской и Ламской: Кулешовым и Петрухиным и сыновьями их Антипкой и Вавилкой. А по усердию Его князя Михаила Мещерского и значится (1861-1862) гг.».

Монастырская слобода занимала самую маленькую часть территории старого Ельца по сравнению с другими слободами: ее земли проходили от нынешней улицы Д. Бедного до улицы Подгорной и от Кожевенного завода Ряполова до поймы речки Ельчика. Жителей числилось к 1908 году 1750 человек, из них: работников монастырских — 460 человек, крестьян уезда — 246, мастеровых -175 человек, «божьих» людей — 47 человек, 865 женщин, 7 человек — сторожа и дворники.

По берегу р. Ельчика со временем разместились дачные домики с купальнями для приезжающих и для жителей города. Живописные берега Ельчика привлекали как местных так и приезжих: повсюду ключи ледяной искрящейся воды, рыба, липовые и березовые аллеи, орешник, смородина, каменные привлекательные гроты, беседки с декоративной зеленью. Все это было сделано и ухожено жителями монастырской слободы. Пройдитесь сейчас по этой слободе, и что вы увидите?

Современное состояние монастыря.

Знаменский девичий монастырь давно разрушен… Лишь предстанут перед вами серенькие домишки, замусоренный Ельчик, превратившийся из речки в ручеек, мелко бегущий средь мусорных свалок, набросанного щебня, камней… В настоящее время начались работы по восстановлению Знаменского монастыря. Мы будем участвовать в расчистке территории и следить за восстановлением.

Общая площадь монастыря в пределах ограды составляет 4.0 га. Границами монастыря являются: с запада — Слободская улица; с севера вплотную к монастырской стене примыкают огороды; с востока к монастырю подходит каменистый овраг, с юга — река Ельчик и частично примыкающая к реке застройка одноэтажными жилыми домами. Территория бывшего монастыря представляет собой поселок с одноэтажными деревянными домами и садовыми участками и огородами. Каменная ограда с различной степенью утраты сохранилась по всему периметру, частично отреставрированная входная лестница у южных святых ворот имела перила-балюстрады, которые полностью утрачены. Западный участок стены с колокольней и западными воротами сохранился относительно хорошо. Церковь Знамения разрушена в 1934 году.

В настоящее время дома на территории бывшего монастыря, называемой «рабочий поселок» делятся на частные и трестовские, принадлежащие тресту жилищного хозяйства. Часть домов сносится с предоставлением жилья в других районах города, частные дома ремонтируются, строятся новые. Из сохранившихся домов некоторые, по данным бюро технической инвентаризации города Ельца, построены до 1918 года. Территория бывшего монастыря не имеет инженерных сооружений, за исключением водоснабжения и энергоснабжения. Озеленение территории представлено, в основном, садовыми придомовыми участками и пустырями с дикой порослью на месте снесенных домов. Имеются крупные единичные деревья лиственных пород.

Комментарий редакции:
Елена Чижикова, ООШ № 12 г. Ельца. Руководитель: С.В. Обрежа.
Нет комментариев. Ваш будет первым!